Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ  – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISА.

Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность  — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достинать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественнонаучная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
 
3. Математическая грамотность — способность сформулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
 
5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.


Ответственный по ФГ в ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани зам. директора по УВР Паравина Алина Сергеевна, рабочий тел. 8-846-4-37-26-65.

Программа курса внеурочнной деятельности «Функциональная грамотность» (5 — 9 класс)

Курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (10 класс)

План мероприятий ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год


Новости

Внеклассное мероприятие «Деньги: как уберечься от мошенников?»

В мае на уроках финансовой грамотности учащиеся 10 класса говорили о деньгах – истории, видах, преимуществах и недостатках разных видов денег, их свойствах. Затронули и вопросы подделки денег, наказания за данное преступление и борьбы с фальшивомонетчеством на международном уровне. Десятиклассники … Читать далее

Внеклассное мероприятие «Из истории денег»

В 8 классе на уроке финансовой грамотности шел разговор об истории денег России. До появления денег в России в качестве платы за товары и услуги принимались раковины каури, ожерелья из драгоценного металла. Примерно в восьмом веке на Руси появились дирхемы, … Читать далее

Внеклассное мероприятие «Что такое деньги?»

На очередном уроке финансовой грамотности 20.05.2024 г второклассники узнали историю возникновения денег. Деньги появились гораздо позже становления народного хозяйства: сначала древние племена использовали средства обмена (скот, рыбу, украшения меняли на хлеб, мясо, ткани), причем разные народы использовали различные средства для … Читать далее

Игра-викторина «Знатоки финансовой грамотности».

12 марта 2024 год в во 2в классе прошла  игра-викторина «Знатоки финансовой грамотности». Ребята разделились на команды и соревновались, кто лучше отгадает ребусы, решит задачи по финансовой грамотности. Мероприятие прошло интересно и поучительно.   

Деловая игра «Семейный бюджет – доходы и расходы».

В рамках недели финансовой грамотности  в 5 классах состоялись  занятия «Семейный бюджет – доходы и расходы». В ходе этого урока ребята узнали о доходах семьи, учились управлять бюджетом  и планировать расходы. Занятие прошло в форме деловой игры, на которой ребята … Читать далее

«Экономика и интегрирование»

Для 11 классников, буквально через полгода вступающих во взрослую жизнь, важно понимать, как знания, полученные в школе, могут пригодиться в реальном мире. Рассмотрели такую связь между экономикой и интегрированием будущие выпускники со своим учителем математики Черной Татьяной Владимировной. На современном … Читать далее

Экономическая игра «Предновогодние истории»

   22 ноября в 4 А классе ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани с целью обучения детей финансовой грамотности была проведена экономическая игра «Предновогодние истории». Ребята с интересом воспринимали информацию, посмотрели видео-урок. Много эмоций и споров было при решении практических задач. … Читать далее

Cпособы защиты от мошенников

   В рамках недели финансовой грамотности ученики 8 классов изучали способы защиты от мошенников. Традиционно к праздникам увеличивается количество звонков, сообщающих о выигрышах, бонусах, фантастических скидках и т.п. Учитель математики Черная Т.В. рассказала восьмиклассникам о том, что финансовая грамотность необходима … Читать далее

Неделя финансовой грамотности

   В ноябре в школе прошла очередная неделя финансовой грамотности.    Учащиеся 10 и 11 класса совместно с учителем математики Черной Т.В. искали ответ на вопрос «Как встретить Новый год и не разориться. Готовимся к празднику заранее».   За круглым … Читать далее

Классные часы по финансовой грамотности на тему: «Семейный бюджет»

В сентябре в школе состоялись первые классные часы по финансовой грамотности на тему «Семейный бюджет». Учащиеся начальной школы готовились к занятию с родителями – некоторые впервые задумались, всегда ли можно найти деньги на новый телефон, игру или другие развлечения. Дети … Читать далее