ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISА.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достинать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность — способность сформулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
5. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Ответственный по ФГ в ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани зам. директора по УВР Паравина Алина Сергеевна, рабочий тел. 8-846-4-37-26-65.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (5 — 9 класс)
Курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (10 класс)
Новости
«Своя игра»
В 6В классе прошла игра по финансовой грамотности в формате «Своя игра». Учащиеся класса отвечали на вопросы, расположенные на игровом поле и зарабатывали баллы. В соответствии со сложностью вопроса за правильный ответ игроки получали от 100 до 500 баллов … Читать далее
Познавательно-развлекательная игра «Крестики-нолики»
Развивать финансовую грамотность необходимо с малых лет. Именно с этой целью в 4В классе прошла познавательно-развлекательная игра «Крестики-нолики». Ребята решали экономические кроссворды и шарады, определяли иностранную валюту, отгадывали загадки конкурса «Литературные деньги», активно участвовали в торгово-экономической викторине. Четвероклассники были очень внимательными, … Читать далее
Внеклассное мероприятие «Деньги: как уберечься от мошенников?»
В мае на уроках финансовой грамотности учащиеся 10 класса говорили о деньгах – истории, видах, преимуществах и недостатках разных видов денег, их свойствах. Затронули и вопросы подделки денег, наказания за данное преступление и борьбы с фальшивомонетчеством на международном уровне. Десятиклассники … Читать далее
Внеклассное мероприятие «Из истории денег»
В 8 классе на уроке финансовой грамотности шел разговор об истории денег России. До появления денег в России в качестве платы за товары и услуги принимались раковины каури, ожерелья из драгоценного металла. Примерно в восьмом веке на Руси появились дирхемы, … Читать далее
Внеклассное мероприятие «Что такое деньги?»
На очередном уроке финансовой грамотности 20.05.2024 г второклассники узнали историю возникновения денег. Деньги появились гораздо позже становления народного хозяйства: сначала древние племена использовали средства обмена (скот, рыбу, украшения меняли на хлеб, мясо, ткани), причем разные народы использовали различные средства для … Читать далее
Игра-викторина «Знатоки финансовой грамотности».
12 марта 2024 год в во 2в классе прошла игра-викторина «Знатоки финансовой грамотности». Ребята разделились на команды и соревновались, кто лучше отгадает ребусы, решит задачи по финансовой грамотности. Мероприятие прошло интересно и поучительно.
Деловая игра «Семейный бюджет – доходы и расходы».
В рамках недели финансовой грамотности в 5 классах состоялись занятия «Семейный бюджет – доходы и расходы». В ходе этого урока ребята узнали о доходах семьи, учились управлять бюджетом и планировать расходы. Занятие прошло в форме деловой игры, на которой ребята … Читать далее
«Экономика и интегрирование»
Для 11 классников, буквально через полгода вступающих во взрослую жизнь, важно понимать, как знания, полученные в школе, могут пригодиться в реальном мире. Рассмотрели такую связь между экономикой и интегрированием будущие выпускники со своим учителем математики Черной Татьяной Владимировной. На современном … Читать далее
Экономическая игра «Предновогодние истории»
22 ноября в 4 А классе ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани с целью обучения детей финансовой грамотности была проведена экономическая игра «Предновогодние истории». Ребята с интересом воспринимали информацию, посмотрели видео-урок. Много эмоций и споров было при решении практических задач. … Читать далее
Cпособы защиты от мошенников
В рамках недели финансовой грамотности ученики 8 классов изучали способы защиты от мошенников. Традиционно к праздникам увеличивается количество звонков, сообщающих о выигрышах, бонусах, фантастических скидках и т.п. Учитель математики Черная Т.В. рассказала восьмиклассникам о том, что финансовая грамотность необходима … Читать далее