Служба школьной медиации

                                                    Зачем нужна медиация школе?

 школьная медиация     Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

    Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.


Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

* Конституция Российской Федерации; * Семейный кодекс Российской Федерации;

* Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

* Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

* Конвенция о правах ребенка;

* Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

* Гражданский кодекс Российской Федерации; * Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Нормативные документы по медиации:

* Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

* Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»

* Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

* Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»

* Программа подготовки медиаторов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187).

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ  СЛУЖБ  МЕДИАЦИИ  (ПРИМИРЕНИЯ)      

Приказ ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани № 127/106 от 02.09.2024 г. «О создании и организации работы Службы школьной медиации (примирения) (ШСМ)» 

Положение о школьной службе медиации (примирения)

План работы  школьной службы медиации (примирения) на 2024-2025 уч.год.

График работы куратора школьной службы медиации на 2024 — 2025 уч.год.

Состав Службы школьной медиации  :

  1. Степовая Я.В., заместитель директора по УВР
  2. Полешко Д.А., учитель истории
  3. Емелина Г.А., педагог-психолог, член СШМ
  4. Белова Е.А., учитель начальных классов, член СШМ
  5. Зуева Н.А., учитель начальных классов, член СШМ

Учащиеся ГБОУ СОШ №5

 — Чистякова София  — ученица 8 класса

 — Кафизова Варвара  — ученица 9 класса

 — Негрий Владислава  — ученица 9 класса

 — Хомякова Софья — ученица 9 класса

— Жорина Дарья – ученица 9 класса

Функциональные обязанности:

1.1 Для руководителя: Руководитель СШМ организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; на этапе становления СШМ и в сложных случаях проводит восстановительные программы; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций, проводит супервизии; проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников СШМ

 — осуществлять общее руководство деятельности СШМ;

 — проектировать работу СШМ;

 — осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами внутренних дел и другими службами;

 — отвечает за качество и эффективную деятельность службы;

 — анализирует работу СШМ.

    1.2 Для членов: проводят программы примирения, анализируют конкретные случаи, отслеживают исполнение договора по программам, привлекают учащихся для данной деятельности.

 — проводят предварительные встречи с конфликтующими сторонами;

 — проводят примирительную встречу;

 — ведут записи об итогах встреч.

служба медиациислужба медиации