Инклюзивное образование

С 1 сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) и Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (далее-ФГОС О УО).

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Условия созданные в ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани для обучающихся с ОВЗ

Паспорт доступности  и анкета обследования приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан ГБОУ СОШ № 5 г.Сызрани

Паспорт доступности и анкета обследования приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан СП «детский сад №1» ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

Паспорт доступности и анкета обследования приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан СП «детский сад №29» ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

 АНКЕТА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО) 
 
Локальные акты по организации обучения детей в ОВЗ:

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/.

  1. Адаптированная основная общеобразовательная  программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)    

  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа  образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья ( вариант 6.2) 

  3. Адаптированная основная  образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  (ВАРИАНТ 7.1) 

  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа  образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1

  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся       с    умеренной,     тяжелой      и   глубокой      умственной      отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями),  тяжелыми      и   множественными        нарушениями  развития   вариант 2

Анкета мониторинга профессиональных намерений  учащихся-инвалидов и учащихся с ОВЗ 

Куда пойти учиться. Справочник направлений обучения, профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

 Мониторинг  по созданию условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

Информация о персонале образовательной организации,работающих с детьми с ОВЗ

Информация об организации образования детей школьного возраста с ОВЗ

Аналитическая справка об организации образовательного процесса с детьми, обучающимися индивидуально или интегрировано.

Кадровое обеспечение 
 В школе  41 педагог. из них с детьми с ОВЗ работают 31 человека (76%). из них прошли курсовую подготовку 11 (27%)
Узкие специалисты в штате учреждения:
В школе
    • Психолог —  да (1 чел.)
    • Логопед  -да (1 внешний совместитель) 
    • Социальный педагог-  нет

В структурном подразделении

  • Логопед – да (4 чел.)
  • Психолог — да(2)
  • Дефектолог —да ( 1 совместитель)
  • Социальный педагог-нет

Заключены договора о сетевом взаимодействии

  • ГБУ – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань,
  • ГБУ для детей, нуждающихся в  психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностик и консультирования г.о. Сызрань,
  • ГКУ Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям Западного округа»   
 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:
  • Мультимедийные средства.
  • Версия официального сайта школы для слабовидящих.

В ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани не реализуется дистанционное обучение детей инвалидов и лиц с ОВЗ в 2019-2020 учебном году


Нормативные документы:

Приказ министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» <скачать>

Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» <скачать>

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» <скачать>

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» <скачать>

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 № 82-од «Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» <скачать>

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» <скачать>

План мероприятий («дорожная карта») Западного управления по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) <скачать>

СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения <скачать>


В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  • Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  • Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  • Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В настоящее время формируется новая программа «Доступная среда в Самарской области на 2016-2020 годы», где будут определены приоритетные образовательные организации на 2016 год и последующие годы для выполнения мероприятий по созданию безбарьерной среды для детей с различными образовательными запросами и возможностями здоровья.


Достижения обучающихся

Ежегодно обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды школы принимают участие в различных конкурсах, фестивалях и викторинах.

В 2018-2019 учебном году обучающиеся приняли участие:

-в областном дистанционном конкурсе проектов «Отечества достойные сыны» (2 призера);

-в областном дистанционном фотоконкурсе «Мир глазами детей» (3 участника);

-в областном творческом конкурсе, посвященной Дню славянской письменности (2 призера и 1 участник);

-во II Всероссийском военно-патриотическом фестивале с международным участием «Майский ветер» (1 победитель и 4 участника);

-в Международных викторинах для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

                    «Безопасные ситуации» (1 призер),

                  «Юные математики» (1 призер, 2 участника),

                  «Хочу все знать!» (4 призера).

В 2019 -2020 учебном году обучающиеся с ОВЗ школы приняли участие:

  • в международной олимпиаде для обучающихся с ОВЗ «Все обо всем»;
  • дистанционной викторине «Безопасный интернет»;
  • конкурсе чтецов «Мы Родине своей верны»;
  • в международных викторинах для младших школьников «Знайка», «Юные эйнштейны»


 Куда обратиться за консультацией и поддержкой?

В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:

  • Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань, расположенное по адресу: 446008, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5 Тел. (8464) 99-92-62
  • Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу: 446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24а. Тел. (8464) 37-58-65

Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся  в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В  Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.

Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.

Телефон горячей линии Западного управления МОиН Самарской области     (8464) 98-68-65